История мотоцикла.

Вот уже 117 лет рядом с нами находятся мотоциклы — это если вести летопись с момента создания Готлибом Даймлером первого самоходного носителя двигателя внутреннего сгорания в 1885 году. А если считать первым двухколесный паровой мотоцикл, построенный Луи Гийомом Перро еще в 1871 году, то мотоциклам уже 131 год!
Классические образцы мотоциклов первого десятилетия XX века:
1. CUDELL (Франция, 1900 г.) — типичный трицикл начала XX века
2. HILDEBRAND & WOLF-MULLER (Германия, 1895 г.) — первое серийное двухколесное транспортное средство
3. ARIEL (Великобритания, 1904 г.)
4. WERNER (Франция, 1903 г.) — тот самый, ставший первым в мире «настоящим» мотоциклом
Долог путь, проделанный конструкцией мотоцикла за без малого полтора столетия своей истории. Сколько раз эта история расходилась на параллельные ветви, сходилась, переплеталась, создавая порой совершенно невозможные конструкции. Чего далеко ходить — насколько удобны в эксплуатации были те же паровик Перро или бензиноход Даймлера? А совершенно жуткая конструкция Гильдебранда и Вольфмюллера с шатунами привода заднего колеса и трубками накаливания вместо обычной свечи зажигания? Сегодня же шесть цилиндров на двух колесах никакого изумления не вызывают. Система впрыска топлива, электронное управление зажиганием, антиблокировочные и противобуксовочные системы всех видов, подвески с прогрессивной характеристикой — не перечислить всех сложных новшеств, пришедших на серийные мотоциклы и превративших утилитарную транспортную машину в престижное средство активного отдыха.
Каким же был путь этого превращения? Одним словом это не определить. Революционно-эволюционный? Взлетно-провальный? Верно и то, и другое — «этапы большого пути» порой отличались друг от друга очень сильно. Изначально родившись самостоятельной конструкцией, мотоцикл быстро и незаметно превратился в модификацию велосипеда, на котором двигатель выполнял роль вспомогательного агрегата. Рама, передняя вилка, колеса, педальный привод — все было заимствовано от велосипеда. Многочисленные сложные конструкции оставались мелкосерийной продукцией, которая привлекала разве что сумасшедших энтузиастов, зато отпугивала «приличных» потребителей, в то время, как привычный всем велосипед, пусть даже и с моторчиком, такого отторжения не вызывал. Вдобавок неожиданное распространение получили трехколесные мотовелосипеды, по тогдашней терминологии — трициклы. Это уже было солидное транспортное средство, что подтвердили несколько пробегов россиян братьев Орловских «верхом» на таких машинах из Парижа в Санкт-Петербург.
«Революционная ситуация» сложилась в 1901-1905 годах. Сначала россияне братья Вернер запатентовали классическую конструкцию с центральным расположением двигателя в раме. Затем несколько разных производителей выпустили на рынок мотоциклы с двухцилиндровыми моторами различных схем, а чуть позже — и с четырехцилиндровыми силовыми агрегатами. Коробка передач в большинстве случаев отсутствовала, вместо сцепления использовался натяжной ролик ремня привода заднего колеса, для запуска мотора служил педальный привод, являвшийся также вспомогательным при движении в трудных дорожных условиях. Примитивно, ненадежно, громоздко, но… Многочисленные энтузиасты технических видов спорта быстро распробовали прелести нового спортивного снаряда. Не случайно уже в 1904 году возникла Международная федерация мотоциклетных клубов (ныне Международная мотоциклетная федерация — ФИМ). Дальше началась эволюция — двигатели стали надежнее, автоматический впускной клапан быстро вытеснился механическим. Ременный привод заднего колеса постепенно уступал место цепному, возникла сначала двух-, а затем и трехступенчатая коробка передач. Передняя вилка велосипедного типа ушла в прошлое — ее место заняли маятниковые, рычажные, параллелограммные конструкции. И, наконец, появились боковые коляски. Металлические, деревянные, плетеные из прутьев, открытые, закрытые, одно- и двухместные — неважно, главное было сделано: мотоцикл из экзотической игрушки для «спортсмэнов» стремительно превращался в транспорт для семьи и службных надобностей.
Следующая революция произошла в 20-е годы. На рынок впервые всерьез вышли двухтактные двигатели. Относительно дешевые, зачастую обходившиеся всего лишь двухступенчатой коробкой передач — лишь бы ездило, такие силовые агрегаты вызвали к жизни в разоренной войной Европе массу мастерских, чуть ли не «на коленке» собиравших примитивные мотоциклы. Эта волна перемен не затронула Америку. Там четырехтактные моторы незыблемо укрепились на пьедестале Новый Свет предпочитал «серьезные» конструкции. Именно в тот период расцвели такие производители, как АСЕ, Cleveland, Super-X и ряд других. Если бы не кризис конца 20-х годов, неизвестно еще, какая роль досталась бы фирме Harley-Davidson...
Еще одной отправной точкой мотоциклетной истории 20-х годов стало крупносерийное производство мотоциклов с оппозитным двигателем и передачей на заднее колесо с помощью вала, начатое фирмой BMW. Немногие отваживались последовать этому примеру — и то сказать, возможностей выбора концепций в тот момент было предостаточно.
14. НОСО (Германия, 1924 г,) — деревянная ходовая часть и мотор DKW с системой принудительного воздушного охлаждения
15. MECOLTA (Германия, 1922 г.) — уникальный мотоцикл с пятицилиндровым звездообразным двигателем на переднем колесе
Именно период 20-х годов стал своеобразной конструкторской школой, когда были доведены до совершенства нижнеклапанные двигатели, когда строились различные верхнеклапанные модификации, а на старт соревнований все чаще выходили мотоциклы с распределительным валом в головке цилиндра, хотя время их расцвета еще не наступило. А компоновка четырехтактных двигателей! Рядные «четверки», продольные и поперечные «оппозиты», звездообразные мотор-колеса, V-образные моторы разнообразных конструкций — все было опробовано в этот период. Изменился и дизайн мотоциклов. С легкой руки Валентайна Пэйджа, создавшего в 1926 году две новых модели мотоциклов Ariel, по всему миру пошла мода на каплеобразные седловидные бензобаки, которые до сих пор в том или ином виде применяются на всех мотоциклах Тогда же появились «двухтакт-ники» с общей камерой сгорания на два цилиндра, родоначальником которых стал Адальберто Гарелли — легкие машины примерялись к роли законодателей моды. Правда, их путь к этому оказался долог...
Финансовый кризис конца 20-х — начала 30-х годов сработал как старое доброе кровопускание: кто-то не выжил, а кто-то обрел вторую жизнь. Хуже всех пришлось Америке. Кроме Harley-Davidson и Indian там не осталось практически никого, кто мог бы конкурировать с этими гигантами. Как результат — стагнация конструкторской деятельности и дошедшая до наших дней примитивная V-образная «двойка» Старушка Европа, наоборот, устояла. Кризис хоть и изрядно выкосил «поголовье» мелких мотопроизводителей, но «грандов» практически не коснулся 30-е годы стали для четырехтактных мотоциклов временем торжества британской и швейцарской школ — двигатели JAP и MAG использовались доброй половиной предприятий Что касается дизайна одноцилиндровых «четырехтактников», то здесь просто доминировала английская концепция. Свой шанс получили и двухтактные мотоциклы, причем не один. Во-первых, свежие технологии позволили поднять степень сжатия и мощность двигателей, а дешевизна их изготовления сделала потребителские качества вполне конкурентоспособными, во-вторых, появление легкого 74-кубового блок-мотора фирмы Fichtel & Sachs вызвало лавинообразный выпуск мотовелосипедов, причем не только в мужском, но и в дамском исполнениях. Снова пересеклись истории мотоциклов и велосипедов, что привело в ряды владельцев легкой мототехники множество людей, до того не помышлявших о механическом транспорте.
Рубеж 50-х — 60-х годов стал датой завершения биографий многих мотоциклетных «грандов», таких, как немецкие Triumph и Victoria или французские Tenot и Gnome & Rhone. Французское производство «серьезных» мотоциклов просто прекратило свое существование, в Германии осталась «на плаву» одна компания BMW (возможно, лишь благодаря финансовой подпитке автомобильного отделения), британские мотоциклетные марки исчезали или объединялись. Многие мотопроизводители сосредоточились на производстве легких мотоциклов или мотороллеров
Легкий транспорт Германии 50-х годов:
Какова роль двухколесной техники сегодня? Легкие мотоциклы и мопеды, скутера и скутеретты всех видов используются как транспорт, зачастую и как служебный. Что же касается мотоциклов с моторами рабочим объемом свыше 250 см3, то они практически повсеместно служат средством активного отдыха или спортивными снарядами. Исключения, вроде российских или китайских больших «оппозитов» утилитарного назначения, редки и лишь подчеркивают общую тенденцию. В последние несколько десятилетий сообщество. мотолюбителей расширяется за счет относительно новых групп техники — это мотовездеходы и… старинные мотоциклы. Если первые служат как досуговый транспорт или используются по прямому назначению как внедорожники, то вторые — не только и не столько машины для приятного времяпровождения, сколько предметы коллекционирования и средство для поднятия престижа владельцев.

Большой путь.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

мото
мото
Было на сайте никогда
38 лет (19.08.1980)
Читателей: 10 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Идеи подарков Пользователь клуба
АФОРИЗМЫ И НЕ ТОЛЬКО... Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
все 9 Мои друзья